8/7 Дней/Ночей | 1 Участники |
Фонд был создан каталонским художником Антони Тапиесом (Antoni Tàpies), чтобы популяризировать современное искусство в городе. С этой целью фонд, который назван в честь основателя, в июне 1990 года открыл музей в старом здании издательства «Мунтане и Симон» работы архитектора-модерниста Луиса Доменек-и-Монтанера (Lluís Domènech i Montaner), которое было восстановлено архитекторами Розером Амадо (Roser Amadó) и Луисом Доменек-и-Гирбау (Lluís Domènech i Girbau). Здание, построенное в 1880—1885 году на ранней стадии каталонского модернизма, было первым зданием в Барселоне, которое объединило типологию города и промышленные технологии — металл и кирпич.
Благодаря своей многогранности, Фонд Антони Тапиеса сотрудничает со специалистами из разных областей, которые могут внести свой вклад в понимание современного искусства и культуры. По этой причине Фонд организует проведение временных выставок, симпозиумов, конференций и показов кино. В Фонде имеется одна из самых полных коллекций работ художника, которые в основном были пожертвованы Терезой Тапиес.
Здесь также есть произведения азиатских культур и работы из Африки и Океании, которые называют «примитивистскими», хотя эти работы имели огромное влияние на развитие культуры ХХ столетия. Представлены и другие направления — архитектура, дизайн, декоративное искусство, фотография и видеопродукция.
Дом Бальо (Casa Batlló), или как его обычно называют российские туристы Дом Батльо, является самым необычным и грациозным строением знаменитой улицы Пасеж де Грасия (Passeig de Gràcia) в Барселоне. Вместе с не менее знаменитыми Домами Льео Морера (Casa Lleó Morera) и Амалье (Casa Amatller) они образуют Квартал Раздора. По желанию фабриканта текстиля Жузепа Бальо-и-Касановаса дом, построенный в 1875 году, был полностью переделан гениальным архитектором Антонио Гауди. От старого строения были оставлены лишь боковые стены. Что касается внешнего вида Дома Бальо, то он был изменён кардинально. Были возведены два совершенно новых фасада, удивляющие своим необычайным дизайном и рельефом. Жители Барселоны дали Дому Бальо еще одно имя — Дом Костей, так как его внешний вид с первого взгляда напоминает скелет, балконы выглядят как черепа, а колоны — кости. Благодаря безграничному воображению Гауди, растительные и животные формы объединились, воплотившись в камне. Обилие деталей отделки дополняет необычный образ Дома Бальо.
Переделка дома проходила в период 1904—1907 годов. Это был первый проект Гауди, где он использовал свой собственный архитектурный стиль, не похожий на традиционные. В некоторых деталях всё же угадываются элементы модернизма и арт нуво, но основное отличие заключается в пластичной концепции самого автора. За исключением боковых стен, Дом Бальо практически не имеет прямых линий. В будущем принцип построения криволинейных стен и крыши был применён при строительстве Дома Мила (Casa Milà).
На крыше Дома Бальо вырисовывается силуэт спины дракона. Черепица, выложенная в виде чешуи, переливается на солнце. Крестообразная башенка в виде георгиевского креста символизирует копьё, пронзающее дракона. Вырисовывающиеся изображения черепов и костей в дизайне фасада говорят о драконьих жертвах, а факт сражения его пикой, повествует о полной победе добра над злом.
Несмотря на сложный характер, Антонио Гауди был довольно религиозен. В каждом его творении неизменно присутствовал элемент в виде креста с пятью остриями. Есть мнение, что таким образом архитектор сообщал Богу о своей преданности и восхвалял Всевышнего.
По плану в процессе перестройки планировалось сохранить изначальную структуру дома. Однако, два фасада полностью отличались от тех, что были ранее. Бельэтаж и первый этаж были полностью переделаны. Дизайн интерьера Дома Бальо изменился до неузнаваемости. Главным правилом стали плавные формы и обтекаемые линии.
Извилистые линии дают свободу воображению. Лестница, ведущая на второй этаж словно появляется ниоткуда, а ступени напоминают скелет дракона. Отдельные двери и окна имеют довольно искаженные и несимметричные формы. Внимание привлекает необычный камин в форме гриба.
Гуляя по Дому Бальо, начинаешь понимать слова Гауди о том, что кто желает познать законы природы, должен сотрудничать с Создателем. Несомненно, мастеру это удалость. Как и в природе, все переходы плавны и пластичны. С разрешения владельца дома, была реконструирована мансарда и на крыше появилась ступенчатая терраса — асотея. Вентиляционные шахты были объединены, в следствии чего появился внутренний дворик, пронизанный светом. Дневное освещение также значительно улучшилось.
Внутренний двор Дома Бальо отличается своей отделкой. Антонио Гауди варьировал светотенью, используя керамическую плитку разных цветов для получения равномерного освещения. При строительстве мансарды Дома Бальо, впервые были использованы параболические арки. В последствии архитектор использовал их и в других свои работах, так как задумка оказалась на редкость удачной. Благодаря идеям и мастерству создателей Дома Бальо, декоративная отделка достойна восхищения. Работа над коваными изделиями велась знаменитыми братьями Бадия. Стеклодув Жузеп Пелегри работал над созданием витражей, изразцы создавали отец и сын Пужол-и-Баусис, а поставку керамики вёл Себастьян-и-Рибо.
Обладая специфической красотой и своей неповторимой индивидуальностью, Дом Бальо стал национальным памятником Испании и включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также является одной из самых излюбленных и посещаемых достопримечательностей Барселоны.
Адрес:
Барселона, проспект Paseo de Gracia, 43
Дом Амалье́ (кат. Casa Amatller; по-русски иногда неправильно пишется «Аматльер») — барселонское здание в стиле, колеблющемся между неоготикой и модерном. Свой нынешний вид получило между 1898 и 1900 годом по проекту архитектора Ж. Пуч-и-Кадафалька (кат. Josep Puig i Cadafalch).
Дом Амалье находится на улице Пассеч-де-Грасиа (кат. Passeig de Gràcia) в районе Эшампле (кат. Eixample) рядом с домом Бальо и домом Лео Морера и вместе с ними является частью «Квартала несогласия», названного так из-за стилистической неоднородности образующих его модернистских зданий.
Дом, построенный в 1875 году, в 1898 году был куплен кондитером Антонио Амалье и его реконструкция была поручена архитектору Ж. Пуч-и-Кадафальку. В ходе работы, в которой участвовала целая группа художников и мастеров прикладного искусства, была выполнена перепланировка и художественное оформление дома. Здание имеет необычный ступенчатый фронтон, напоминающий произведения голландской готики, а в оформлении окон верхних этажей заметны мотивы испанской готики. Галерея четвёртого этажа украшена колоннами с ажурными капителями. Нежный розово-песчаный цвет отделки фасадной стены отсылает к профессии заказчика здания. Скульптурное оформление фасада выполнено главным образом Эусеби Арнау-и-Маскортом (кат. Eusebi Arnau i Mascort). Главный вход украшен скульптурами на библейские темы (в частности, фигурой сражающегося с драконом святого Георгия) и сюжеты средневековых легенд; размещенные выше аллегорические изображения представляют музыку, живопись, архитектуру и скульптуру. Над входом расположен также аллегорический портрет домовладельца. Здание имеет два входа — более высокий был предназначен для въезда в вестибюля запряжённых карет; между входными дверями размещён гербовой щит Амалье.
Отделка вестибюля здания и главной лестницы характерна для каталонского модерна — использовано сочетание камня (колонны), дерево (потолок), кованого железа (лампы), цветного кафеля (облицовка стен). Внутренний двор дома Амалье накрыт витражом.
В 1976 году королевским указом дом Амалье был объявлен памятником национального значения. В верхних этажах здания размещается Институт испанского искусства Амалье (кат. Institut Amatller d’Art Hispànic), располагающий обширной библиотекой по теме искусства Испании.
Адрес:
Барселона, Passeig de Gràcia, 41
Дом Мила (Casa Milà) или Ла Педрера (La Pedrera) — это уникальный жилой дом в Барселоне, спроектированный Антонио Гауди. Также он является последним заказом архитектора. Возведённое по заказу Перо Мила строение, расположилось на перекрестке улиц Каррер де Провенса и Пассеч де Грасиа (в 3-х кварталах от дома Бальо) и должно было стать доходным домом. На сегодняшний день Дом Мила входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также является одним из самых посещаемых мест в Испании. Благодаря индивидуальному стилю Гауди, дом получился действительно уникальным. Мила хотел получить необычный каменный дом, аналогов которому не было бы по сей день. Так родился Дом Мила — каменное строение, но в тоже время лёгкое и воздушное.
Заказ на Дом Мила был получен ещё в 1905 году, но из-за разногласия с городскими властями, приступить к работам удалось только в 1906, а закончить строительство лишь в 1910. Работы по возведению длились 36 месяцев, из которых было получено разрешение только на 4 недели.
Ещё во время учёбы в школе архитектуры, Гауди написал, что любое здание подчиняется единой идее. В случае с Домом Мила, идеей стала гора, которая всегда находится в движении. Если взглянуть на фасад, есть ощущение, что речные пороги застыли в камне, взгляд словно скользит по водоворотам, а крыша стекает по стенам.
Сложно поверить, но изначально жители Барселоны не очень жаловали внешний дизайн постройки, в насмешку прозвав Дом Мила «каменоломней» (La Pedrera). Название прижилось, и сегодня легко услышать именно это имя.
Конечный вид дома сильно отличается от первоначального проекта. При согласовании каждой детали с властями, Гауди получал немало возражений. Один раз он даже пригрозил, что напишет на стене: «Этот кусок вырезан по распоряжению городского совета».
Фасад Дома Мила, а также 3 его внутренних дворика, являются самыми эксцентричными достопримечательностями Барселоны. Внешне Дом Мила (Ла Педрера) смотрится очень примитивно, но на самом деле это архитектурное совершенство, воплощённое в стали и бетоне. Отделка балконов особенно впечатляет. Она была доверена мастеру импровизации Жузеп Марии Пужолю (Josep Maria Pujol de Barberà). Каждая балконная решётка создавалась по эскизам в соотношении 1:1. Когда они были переданы сталелитейщикам, Пужоль сказал, что металл нужно вытягивать так, словно рисуешь им в воздухе.
Возведение фасадов Дома Мила проходило тяжело, так как форма стен требовала трудной системы укладки тяжёлых камней Монжуика. Это повлекло довольно большие затраты и подрядчику пришлось значительно увеличить бюджет. Но Мила при этом отвечал, что он «теряет не деньги, а терпение».
Архитектор приложил все усилия для того, чтобы здание было наполнено светом и свежим воздухом. Каждое помещение имеет окно, что было редкостью в прошлом. В проекте изначально были продуманы расположения всех типов помещений. Окна основных помещений выходили во внутренний двор квартала, окна вспомогательных — во внутренние дворики.
Вентиляция в виде больших воздушных шахт, являлась самым главной особенностью в Доме Мила. Гауди уже тогда обдумывал, где будет храниться транспорт, поэтому оснастил здание подземным гаражом. Но самой удивительной находкой стали перемещаемые межкомнатные перегородки, позволяющие владельцу изменять внутреннюю планировку.
Посетителей всегда поражал внешний вид лестницы, шахты, цветущие сады, эллиптический дворик здания. Но для воплощения в жизнь всех задумок, Гауди понадобилась масса терпения. Хосе Каналету, сетующему на гигантский размер чертежей, архитектор предложил сделать отверстие в чертежной доске, чтобы можно было работать, поворачиваясь из стороны в сторону. А согласно легенде, розу, украшающую фасад Дома Мила и являющуюся символом Богоматери, пришлось менять огромное количество раз, потому что Гауди хотел «квинтэссенцию розы».
Крыша Дома Мила — это отдельная и совершенно особенная часть дома. Это мир, в котором функциональные детали представлены в виде скульптур. Смотря на необычные дымоходы и шахты лифтов, складывается впечатление, что попал в мир сказочных животных. В их дизайне просматриваются 3 темы: пещера, море и подводный мир.
Гауди был очень горд результатом своей работы. В здание исчезли углы, а солнце теперь могло заходить с четырех сторон и приносить ощущение рая.
На сегодняшний день Дом Мила является собственностью банка Caixa de Catalunya. Огромный бельэтаж площадью тысяча квадратных метров используется как выставочный зал. На седьмом этаже осталась квартира, выполненная в стиле двадцатых годов ХХ века. Вместе с террасой на крыше (с которой город виден как на ладони) и чердачным этажом, она входит в план экскурсий. Остальные же этажи отданы под офисы и жилые квартиры, где и сейчас живут люди. Так что «дворец, что светлее рая» и идеи Гауди живы поныне.
Адрес:
Барселона, улица Provença, 261-265
Дом с шипами — высокое здание шестиугольной формы, соединяющее в себе три различных в стилевом смысле строения — подобен прекрасному замку. Он раскинулся на весь городской квартал района Эшампле и его фасады смотрят на 3-и улицы Барселоны: улицы Брук и Росельо и проспект Диагональ.
Дом Террадес (Casa Terrades) периода модернизма венчает 6-ь островерхих башни на углах, потому приобрел также другое имя — Каса-де-лес Пунчес (Дом Пинхас) (Casa de les Punxes).
Дом с Шипами выстроен архитектором Жозепом Пуч-и-Кадафальком с 1903-го по1905-й и выступает в наибольшей степени прославленным творением данного архитектора. Дом был возведен по заказу 3-х сестер Террадес (Terrades), именно это послужило поводом присвоения ему второго имени: «Дом Террадес» (Casa Terrades). Задачей архитектора было соединить 3-и дома, находящихся в собственности сестер.
Статус памятника истории строение получило в 1975-м, в 1980-м же была осуществлена его капитальная реставрация. В 1991-м здание купило агентство Колониал. В 2003-м завершилась очередная реставрация, наиболее близкая к реальному проекту архитектора. Дом с шипами выдвинули на торги и реализовали частному лицу. В настоящее время Каса-де-лес-Пунчес — частная собственность, и до 2016-го оставался недоступным для посещений. Однако, по окончанию новой реконструкции 2016-го Casa de les Punxes — Дом с шипами — распахнул свои двери для общественности. Сейчас ценители архитектуры имеют возможность посмотреть помимо всего обилия ухищренных наружных элементов и внутреннее убранство данного нетривиального особняка.
Стиль Каса Террадес успешно совмещает в себе готические элементы и ренессансные формы. Типичным для модерна решением выступает совмещение красного строительного кирпича и светлого тесаного камня для резного растительного узора. На фасадах Дома Террадес вы заметите неповторимую резьбу по камню, восхитительные декоративные панно на аллегорические темы, знаменитую картину воинствующего Святого Георгия с выражением непокорного духа провинции. А каменные балконы особняка украшают потрясающие цветочные мотивы. Дом с шипами находится по адресу: улица Avinguda Diagonal, 420.