Пиза.
Часть 7 из 7 серии: Италия 2017.
267228
64

Ширина ленты:

«Создано специально для участия в конкурсе „Испанские каникулы!“»
Друзья, кому не трудно, пожалуйста, перейдите по этой ссылке и поставьте лайк этому репортажу в конкурсе «Испанские каникулы»!!! Буду вам очень благодарен за помощь!!!

Следующий день мы решили провести в Пизе. Надо же все-таки галочку поставить. Схема посещения стандартная — из Флоренции на поезде добираемся до Пизы и гуляем. Пиза — городок совсем небольшой и для его осмотра хватает одного дня. Забегая вперед, скажу, что Пиза немного разочаровала — место экстремально туристическое, людей огромное количество.

Пиза.
Пиза.

Санта-Мария-делла-Спина. Эта небольшая готическая церковь, построенная в 1230 г., первоначально называлась «Санта-Мария-ди-Понтеново». Новое имя «Спина» («шип») она получила в честь реликвии, привезённой сюда в 1333 г., — шипа из Тернового венца Христова. В 1871 г. церковь разобрали и сложили заново на новом месте, повыше, поскольку река Арно опасно разливалась и грозила затопить её. В результате церковь немного поменяла внешний облик. Да и шипа сегодня здесь уже нет. Тем не менее эту церковь очень даже стоит осмотреть, несмотря на её относительно небольшие размеры: она считается одним из наиболее выдающихся примеров готики в Европе. В плане она представляет собой прямоугольное здание с полной внешней облицовкой мрамором, уложенным разноцветными полосами. Постройку украшают тимпаны и табернакли, а также огромное количество скульптур, окон-розеток и прочих ажурных декоративных элементов, созданных ведущими пизанскими художниками 14 века. Среди последних — Лупо ди Франческо, Андреа Пизано с сыновьями Нино и Томмазо, а также Джованни ди Балдуччо.

Пиза.
Пиза.

На главном фасаде можно увидеть двое симметричных арочных ворот и табернакль со статуями Мадонны с младенцем и двух ангелов, авторство которых приписывается Джованни Пизано. Две ниши открываются в верхнюю часть фасада, и в них установлены статуи Христа и ангелов. Правая часть церкви тоже богато декорирована: здесь насчитывается 13 скульптур Христа и апостолов над тимпаном, созданных в мастерской Нино Пизано, а в нише стоит ещё одна Мадонна с младенцем. На задней стороне церкви можно увидеть три арки с простыми окнами-розетками. Но и здесь тимпаны декорированы евангельскими символами: в нишах стоят скульптуры св. Петра, Павла и Иоанна-Крестителя. А высокий пирамидальный шпиль венчают статуи Мадонны с младенцем и двух ангелов. По сравнению с богатством внешней отделки интерьер церкви производит скромное впечатление. Здесь всего одно помещение с потолком, который был расписан уже во время реставрации 19 века. Зато в центре пресвитерия можно увидеть один из величайших шедевров готической скульптуры: Мадонну Розы работы Андреа и Нино Пизано. На левой стене находится табернакль, где раньше стояла ещё одна статуя, Молочная Мадонна, но затем она была перемещена в Национальный музей Сан-Маттео.

Пиза.
Пиза.

Дуомо в Пизе. Средневековый кафедральный собор Пизы — это сердце знаменитого Поля Чудес (Соборной площади). Он освящён в честь Благовещения Богородицы, но никто об этом и не вспоминает, когда речь заходит о Дуомо. По смыслу и колокольня-кампанила (Пизанская башня), и баптистерий Сан-Джованни являются лишь второстепенными приложениями. Этот пятинефный монументальный собор с трёхнефным трансептом также известен как приматский, поскольку архиепископ Пизы является приматом с 1092 г.

Пиза.
Пиза.

Строительство собора было начато в 1064 г. архитектором Бускето, и то, что получилось в результате, стало эталоном пизано-романского стиля в архитектуре. В то же время в мозаичном интерьере можно углядеть явные следы византийского влияния. Фасад собора сделан из серого камня и белого мрамора и украшен дисками цветного мрамора. Его автором стал мастер по имени Райналдо, как следует из надписи, которую можно разобрать над главной дверью.

Пиза.
Пиза.

Массивные бронзовые двери главного входа были созданы в мастерских Джамболоньи, и они заменили оригинальные двери, уничтоженные пожаром в 1595 г. Правда, верующие никогда не пользовались дверями фасада для входа в собор, вместо этого используя Порта-ди-Сан-Раньери перед Пизанской башней. Эта дверь была создана примерно в 1180 г. Боннано Пизано. Над дверями находятся четыре ряда открытых галерей с колоннами, над которыми установлена статуя Мадонны с младенцем, а по углам — четыре евангелиста. В восточной части собора снаружи, на высокой колонне, установлена современная реплика Пизанского грифона, самой большой из известных мусульманских скульптур из металла. Оригинал был водружён здесь, по всей вероятности, в 11—12 веках, а сегодня находится в Музее собора. Также на фасаде можно увидеть гробницу Бускето (слева) и надпись, в которой указана дата закладки первого камня и победной битвы с сарацинами.

Пиза.
Пиза.

Интерьер Дуомо ничуть не ослабляет впечатления от его внешнего вида — наоборот: его можно рассматривать часами. Первое, что бросается в глаза, — это чёрно-белые мраморные узоры, сглаженные потолки и купол с фресками. Правда, внутреннее убранство было изрядно переделано после пожара 1595 г., который уничтожил большую часть ренессансных произведений искусства. К счастью, изумительная мозаика в приделе, изображающая Христа в окружении Девы Марии и апостола Иоанна, пережила пожар. Она представляет собой отсылку к мозаике в церкви Монреаль на Сицилии.

Пиза.
Пиза.

Часто утверждают, что мозаику создал Бенвенуто ди Джузеппе (Чимабуе), но в действительности он стал автором только головы апостола Иоанна в 1302 г. Это была его последняя работа: в тот же год художник скончался в Пизе. Считается, что Галилей сформулировал свою теорию о движении небесных тел, наблюдая за висящей в соборе лампой. Нынешняя лампа не та: ту можно увидеть в капелле Аулла, в Кампо-Санто.

Пиза.
Пиза.

Изумительная резная кафедра была создана в 1302—1310 гг. Джованни Пизано, сыном Никола Пизано, и считается одним из бесценных шедевров средневековой скульптуры. По прошествии веков она потребовала глобальной реставрации и вплоть до 1926 г. была убрана из собора. Здесь можно увидеть гладкие колонны (две из них — на львиных спинах) с одной стороны и кариатид с другой, а также одного теламона, изображающего св. Михаила. В верхней части можно различить драматические скульптурные сцены из Нового завета, вырезанные из белого мрамора с применением эффекта «киароскуро»: избиение невинных, распятие, перелёт в Египет, две панели со Страшным судом. Гранитные колонны коринфского ордера между нефом и приделом были перемещены в Дуомо из мечети в Палермо, захваченного пизанцами в 1063 г.

Пиза.
Пиза.

В числе других реликвий церкви — мощи св. Раньери, св. покровителя Пизы, и гробница римского императора Генриха VII с резным декором Тино да Камаино (1315 г.). Нынешний вид гробницы гораздо беднее оригинального: в соборе можно увидеть саркофаг, но некоторые статуи были перемещены в Кампо-Санто или на верх фасадной части церкви. Оригинальные скульптуры можно увидеть в Музее собора. Дуомо играет главную роль в определении начала пизанского нового года. В период между 10 веком и 1749 г. в Пизе был собственный календарь, в котором первый день года приходился на 25 мая — Благовещение Пресвятой Богородицы. Точный момент начала года — это миг, когда луч солнца падает через окно на левой стороне собора на мраморную плиту в форме яйца, которая расположена прямо над кафедрой работы Джованни Пизано. Это обычно происходит в полдень.

Пиза.
Пиза.

Теперь перейдем к виновнице торжества — Пизанской башне. На заре 12 века в итальянском городе Пиза, на самой его окраине началось строительство собора Богоматери Вознесения, и был бы он одним из сотни других, несомненно, прекрасных, но малоизвестных итальянских соборов, если бы не его знаменитая на весь мир колокольня или, как ее чаще называют, Пизанская башня.

Вот в ней-то все необычное и выдающееся, ведь недаром она находится на площади Чудес. Во-первых, она едва ли не единственная в мире колокольня, которая стоит в некоторой отдаленности от самого собора, хотя это скорее объясняется проектом застройки площади. Во-вторых, в ее внешнем оформлении некоторые специалисты прослеживают мусульманские мотивы, находя некое, пусть и отдаленное сходство часовни с минаретом. Но, тем не менее, она является не просто одной из составляющих ансамбля христианского собора, но и главным его украшением.

Те, кто впервые попадает на Соборную площадь в Пизе, часто испытывают разочарование от того, насколько менее внушительной оказывается Пизанская башня, нежели представлялась по фотографиям. С баптистерием Сан-Джованни всё происходит с точностью до наоборот. Его неимоверно сложно декорированная конструкция воистину поражает воображение и даже немножко подавляет. И это, между прочим, самый большой баптистерий в Италии.
Строительство баптистерия было начато в 1152 г. с целью заменить старый баптистерий, но завершилось только лишь в 1363 г. Таким образом, Сан-Джованни стал вторым по хронологии зданием на Пьяцца-деи-Мираколи близ Дуомо и Пизанской башни. Автором проекта стал Диотисалви, чьи автографы с датой «1153» можно разобрать на двух колоннах внутри здания.
Высота баптистерия Сан-Джованни составляет почти 55 м. Длина окружности — более 107 м. Архитектура постройки являет собой интересный пример того, как романский стиль трансформировался в готический с течением лет. Нижняя часть конкретно романская, с полукруглыми арками, а верхняя — уже со стреловидными, средневековыми. Вся постройка целиком и полностью сложена из мрамора, что создаёт удивительно лёгкое впечатление для такой-то громадины.

Портал баптистерия обращён к фасаду собора и обрамлён двумя классическими колонами, тогда как внутренние косяки выполнены в византийском стиле. Перемычка разделяет его на два уровня. На нижнем изображено несколько эпизодов из жизни Иоанна-Крестителя, а на верхнем — Христос между Мадонной и Иоанном в окружении ангелов и евангелистов.
Первоначально форма баптистерия в соответствии с проектом Диотисалви должна была быть другой. Вероятно, она была призвана напоминать церковь Св. Распятия в Пизе с её пирамидальной крышей. Но после смерти архитектора его дело продолжил Никола Пизано, который поменял стиль на более современный, готический. Так появился полукруглый внешний купол баптистерия поверх пирамидального внутреннего.
В качестве побочного эффекта от двух куполов акустика в баптистерии идеальна: он является как бы гигантским резонатором.

По сравнению с внешним видом баптистерия его внутреннее убранство довольно сдержанно. Восьмиугольный фонтан в центре датируется 1246 г. и был создан Гвидо Бигарелли из Комо. Бронзовая скульптура св. Иоанна, помещённая в его центре, сработана Итало Гризелли.
Баптистерий, выстроенный на той же неустойчивой песчаной почве, что и Пизанская башня, тоже «падает». Только это почти не заметно: угол наклона баптистерия в сторону собора составляет всего-то 0,6°.
Скульптуры кафедры выполнялись с 1255 по 1260 гг. Никола Пизано, отцом Джованни, который работал над кафедрой в Дуомо. Сцены с обнажённым Геркулесом, изображённые здесь, типично классические и характеризуют Никола Пизано как самого значительного из предтеч ренессансной итальянской скульптурной школы. Многие исследователи даже начинают датировку эпохи итальянского возрождения в скульптуре именно с 1260 г., когда Пизано доделал свою работу.

Так выглядит вся эта красота со стороны. Толпы-толпы-толпы. Все галдят, машут селфи-палками, брррр.

Оригинальные снимки в комплекте)

Зверушка на стене у Дуомо.

Пьяцца-деи-Кавальери — одна из важнейших достопримечательностей Пизы и вторая главная площадь города. В Средние века она была центром городской политической жизни. Со второй половины 16 века здесь разместилась штаб-квартира ордена рыцарей св. Стефана, а сегодня это важный образовательный центр Пизы, поскольку здесь находится здание Нормальной школы, высшего учебного заведения Пизанского университета.

Палаццо-делла-Карована (иногда его зовут ещё Палаццо-деи-Кавальери — «Дворец рыцарей») занимает почётное центральное место на площади Пьяцца-деи-Кавальери. В настоящее время это основной корпус Нормальной высшей школы Пизы. А построен палаццо был в 1562—1564 гг. архитектором Джорджо Вазари в качестве штаб-квартиры рыцарей ордена св. Стефана, основанного для того, чтобы расправиться с пиратами-сарацинами Средиземноморья.
Палаццо вырос на месте более старого здания Палаццо-дельи-Анциани, «Дворца старшин». Название «Карована», что означает «Конвой», произошло от трёхлетнего периода, когда орден использовал его для тренировок инициируемых, которые так называл.
Этот пизанский дворец не отличается ни особенной величественностью, ни сложностью архитектуры. Чем он отличается — так это особенной отделкой фасада. В ней была использована комплексная схема техники сграффито, и до сих пор весь фасад покрыт зодиакальными знаками и аллегорическими фигурами.

Дизайн отделки фасада создавал Вазари самолично, а авторами скульптурных украшений стали Томмазо ди Баттиста дель Верроккио и Алессандро Форцони. Окраска, которую здание приобрело к нашим дням, датируется 19—20 веками.
Среди скульптурных композиций можно увидеть герб Медичи, основателя ордена, и самого ордена в окружении аллегорических фигур религии и правосудия, созданных Столдо Лоренци (1563 г.). На верхней галерее в конце 16 века — начале 18 века были помещены бюсты Великих герцогов Тосканских (все они были великими магистрами ордена). Авторами последних стали Ридольфо Сиригатти, Пьетро Такка и Джиованни Баттиста Фоггини. В некоторых залах интерьера можно увидеть росписи 16 века.
Лестница с двойной рампой по центру здания — главное украшение его конструкции. Она была восстановлена в 1821 г. Задняя часть — это более позднее дополнение, пристроенное в 1928—1930 гг. специально для Нормальной школы.

Церковь Санто-Стефано-деи-Кавальери — единственная церковь в Пизе, выстроенная в стиле Возрождения. Она стоит на одноимённой площади Кавальери (площади Рыцарей). Строительство церкви для рыцарей ордена св. Стефана, основанного Великим герцогом Козимо Медичи для борьбы с сарацинскими пиратами на Средиземном море, было начато в 1565 г. Проектом руководили Джорджо Вазари и Давид Фортини, и для новой постройки была снесена старая церковь Сан-Себастьяно-алле-Фаббриче-Маджиори, которая стояла на площади как минимум с 11 века.
Новая церковь была освящена в конце 1569 г. Её фасад, отделанный белым мрамором, был спроектирован Доном Джованни де Медичи, незаконнорожденным сыном Козимо, с помощью Алессандро Пьерони (их дизайн предпочли оригинальному плану Вазари).
Колокольня церкви также была спроектирована Вазари, и её достроил в 1572 г. Джованни Фанчелли. Автором главного алтаря стал Пьер Франческо Сильвани. Множество добавлений и улучшений за последние два века сильно повлияли на облик церкви: к ней приложили руку восемь разных архитекторов. Финальная переделка производилась в 1859 г., и результатом стали новые колонны, которые можно видеть и по сей день.

Палаццо-дель-Орологио («Дворец часов») иногда зовут Часовой башней, поскольку одно встроено в другое. Палаццо характерной и узнаваемой формы полураскрытой книги занимает северную часть Пьяцца-деи-Кавальери. Сегодня это интересное здание занимает библиотека Нормальной высшей школы Пизанского университета. Современная постройка стала результатом множества трансформаций, которые здание претерпело начиная со Средних веков и заканчивая современностью.

Пиза показалась мне полностью заточенным под туристов городком. Могу предположить, что сюда надо не приезжать на один день, а остаться на пару дней с ночевкой, чтобы вечером или рано утром у вас была возможность насладиться всеми ее достопримечательностями.

Но в мы этот день мы были должны покинуть гостеприимную Италию и отправиться домой.

На этом наши продленные каникулы в Италии закончились!

Флоренция.
Следующая часть:

Флоренция.

Италия 2017. (1 из 7)
Обсуждение фотографии
Василий Краморов
без башни этот город уже не представить! и если бы она не падала, её следовало бы наклонить!
16 августа 2017 в 20:30

Антон Юшков
Василий, как вариант. Но слишком уж людно...
17 августа 2017 в 15:56
1

Обсуждение фотографии
Артем Баранов
Наверх забирались?
18 августа 2017 в 15:15
1

Антон Юшков
Артем , нет, там была огромная очередь, пришлось бы минимум час стоять.
18 августа 2017 в 17:02

Обсуждение фотографии
Александр Петрушин
Как много места там с травой! Несколько футбольных полей туда спокойно поместится!
13 декабря 2023 в 16:36

Заходи к нам через соцсеть
и получай больше информации,
лайфхаков и общения!