6/5 Дней/Ночей | 2 Участники | 120000 Бюджет поездки |
«Создано специально для участия в конкурсе „Испанские каникулы!“»
Друзья, кому не трудно, пожалуйста, перейдите по этой ссылке и поставьте лайк этому репортажу в конкурсе «Испанские каникулы»!!! Буду вам очень благодарен за помощь!!!
Как я уже писал выше, перелет домой у нас сместился на пару суток.
Мы решили не тратить время в пустую и продлить итальянские каникулы. Флоренцию мы уже более-менее посмотрели, поэтому решили посетить соседние города и в первую очередь выбор пал на Сиену. Цена вопроса — ж/д билеты туда и обратно на двоих около 30 евро. Время в пути около часа.
Надо сказать, что Сиена хоть и находится совсем недалеко от Флоренции, но очень от нее отличается.
Центральная площадь Сиены Пьяцца-дель-Кампо знаменита рядом специфических особенностей. Во-первых, площадь заглублена к центру и назад чуть ли не на 5 метров и представляет собой что-то вроде вогнутой раковины. Во-вторых, от неё расходятся лучами 11 главных улиц города. В-третьих, Пьяцца-дель-Кампо очень характерно вымощена красным камнем разных оттенков в виде секторов (сверху это больше всего похоже на половинку зонтика). В-четвёртых, именно здесь проводят ежегодное Палио — традиционные скачки. Ну и, в конце концов, это просто очень красивая средневековая площадь, чей облик знаменит на весь мир.
До 12 века Пьяцца-дель-Кампо была обычной рыночной площадью, скорее даже площадкой. После того, как площадку замостили и разделили на 9 секторов, символизирующих власть Совета Девяти, это место стало центром общественной и политической жизни Сиены. Каждый сектор на общественных собраниях предназначался для пары разных контрад (районных группировок) города. На Пьяцца-дель-Кампо выходят фасадами самые значимые городские здания и достопримечательности. Прежде всего это средневековый Дворец Коммуны, Палаццо Публико, бывшая королевская резиденция 12—16 веков, со знаменитой стометровой башней Торре-дель-Манджа. Вход в палаццо предваряет мраморная Капелла ди Пьяцца, которую жители Сиены заложили в середине 14 века в качестве благодарности Богородице за окончание чумной эпидемии. Капелла перестраивалась, и столетие спустя в нишах были установлены скульптуры, а в 16 веке над алтарём появилась фреска работы Содомы (теперь её переместили в городской музей).
Прямо напротив Палаццо Публико находится Палаццо Санседони из красно-рыжего камня, принадлежавшее одноимённому семейству, имевшему в 13—14 веках большой вес в городе. Вплоть до 18 века над палаццо возвышалась длинная башня, но затем от неё оставили лишь несколько этажей из-за опасности обрушения. В 17—18 веках палаццо существенно перестраивалось, но и расширенный фасад его по-прежнему повторяет изгиб площади. Рядом с ним и буквально на осевой линии по центру Пьяцца-дель-Кампо можно увидеть знаменитый фонтан Гайя, фонтан Радости, который в своём нынешнем виде построен в первой половине 15 века. Фонтан был украшен мраморными барельефами и скульптурами, в том числе центральной статуей Девы Марии с Иисусом на троне среди ангелов. К середине 19 века мрамор настолько пострадал от времени, что оригинальные изваяния укрыли в музее Санта-Мария-делла-Скала, заменив точными копиями.
На мощёной Пьяцца-дель-Кампо в подходящую погоду можно видеть множество людей, не просто сидящих, а лежащих прямо на площади.
Что же до Палио, то, хотя эти праздники проводят в разных городах Италии, именно сиенский наиболее пышен и знаменит. Палио проходит обычно в два этапа: в начале июля и в середине августа. Десять из семнадцати контрад выставляют своих скакунов и жокеев, и после торжественного костюмированного парада наездники описывают три круга по площади. Побеждает лошадь, которая не просто пришла первой, а хоть без всадника, но с неповреждённым украшением на голове. Кстати, проигравшей считается не последняя, а вторая команда.
Внутренняя часть Палаццо Публико. Мы пошли туда, чтобы подняться на Торре-дель-Манджа. Да, привычка у нас такая, забираться на самое высокое здание в городе.
Башня Торре-дель-Манджа, присоединённая к Дворцу Коммуны, Палаццо Публико, возвышается над главной площадью Сиены — Пьяцца-дель-Кампо. Это не только архитектурная доминанта площади, но и один из наиболее узнаваемых символов Сиены.
Дворец Коммуны начали строить примерно в то же время, когда стали приводить в порядок и облагораживать всю площадь. До 12—13 века здесь стояло здание таможни, и тут же чеканили монеты. Правительственного дворца как такового в Сиене не было: для собраний использовали церкви и частные резиденции членов совета. Но после того, как власть аристократов-ноблей в Сиене была свергнута, и воцарилось новое правительство — Власть Девяти, — для его заседаний потребовалось и новое помещение. Под эту надобность решили расширить существующее здание и обратить его главным фасадом на площадь.
Центральную часть палаццо выстроили в начале 14 века, а башня Торре-дель-Манджа слева от дворца стала одной из самых высоких в те века в Италии. Сегодня при высоте в 102 метра она уступает только кремонской Торраццо. Правда, жители Болоньи оспаривают первенство сиенской башни: в чистом виде, без громоотводов, башня Азинелли обгоняет её по высоте. Предназначением башни было отмечать колокольным звоном значимые городские события. Торре-дель-Манджа строили больше 20 лет и закончили лишь в 1348 г. Над ней работали разные архитекторы, что отразилось во внешнем виде постройки. Главная её часть выполнена из терракотового кирпича, а верхний ярус сделан из травертина белого цвета. Толщина башенных стен составляет приблизительно 3 метра с каждой из сторон. Если верить старинным летописям, то при постройке башни на счастье в её фундамент были вставлены монеты, а в основе каждого из углов лежит подписанный камень, чтобы защитить её от любых стихийных бедствий.
Первый колокол был установлен на башне в 1349 г. В 17 веке его сменил другой, прослуживший совсем не долго, и с 1666 г. на Торре-дель-Манджа установлен последний, третий колокол весом более шести с половиной тонн. Классический «ручной» колокольный звон отмечает наступление дня Палио, а за часовой бой сегодня отвечает автоматический механизм. Часы работы Бартоломео Гвиди появились на башне в 1360 г. Правда, циферблат для них был отрисован почти 70 лет спустя, а вырезан в камне еще почти через 350 лет. Тогда же циферблат был декорирован фреской, которая была уничтожена в ходе реставрации 20 века. Название башни можно буквально перевести как «Башня Еды». Она была прозвана так в честь пристрастия к этому занятию первого смотрителя звонницы Джованни ди Бальдуччо. Позднее так же прозвали и приспособление из дерева, которое заменило его на часах. После здесь использовались металлическое и каменное устройство, причём последнее сейчас можно видеть внизу, во Дворце Коммуны.
Вид с башни Торре-дель-Манджа на город соперничает с видом с сиенского Дуомо. Нужно признать, что смотровая площадка башни несколько выше. Изначально же башня строилась таким образом, чтобы её высота в точности совпадала с высотой собора, дабы подчеркнуть равную мощь церковной и светской власти в Сиене.
Приятно видеть, что весь город построен в одном стиле, а не как у нас — каждый строит во что горазд.
Слева видно базилику Сан-Доменико в Сиене. Внушительная и суровая базилика Сан-Доменико — одна из важнейших церквей Сиены. Именно эту массивную постройку из красного камня с невысокой зубчатой башней вы видите на холме, когда подъезжаете к городу со стороны крепости Медичи. Похожая на старинный рыцарский замок базилика — это доминанта переднего плана в панораме города, в то время как акцентом второго плана стал далекий Дуомо. Церковь на холме Кампореджио выстроили монахи-доминиканцы в середине 13 века, причём строительство заняло 40 с лишним лет. Веком позднее базилика была расширена и сегодняшний свой облик приобрела в 1465 г. История базилики Сан-Доменико неразрывно связана с жизнью самой почитаемой в городе (и во всей стране) святой — Екатерины Сиенской. Жившая в 14 веке святая была знаменита редкостным даже для тех времён аскетизмом и самоотречением, а также подвижничеством, религиозными экстазами и видениями. Святая провела за стенами базилики большую часть жизни. Здесь есть реликварий с её личными вещами, здесь же хранятся самые ценные из её рукописей и главная реликвия — мощи святой: голова и палец.
Фонтан радости.
Около 1340 года сиенская Синьория постановила соорудить общественный фонтан на главной площади города Пьяцца дель Кампо. Работы были поручены сиенским скульпторам и архитекторам Агостино и Аньоло, которые соорудили прямоугольную чашу фонтана и провели к ней по свинцовым и глиняным трубам воду. 01 июня 1343 года состоялось торжественное открытие фонтана. После этого Аньоло уехал в Ассизи. Агостино же начал делать рисунки для мраморного украшения фонтана. Делая рисунки, он и умер на площади около созданного им фонтана.
В 1408 году на родину в Сиену вернулся скульптор Якопо делла Кверча, прославившийся работами в Болонье, Лукке и Флоренции. Городская Синьория незамедлительно заказала ему мраморное украшение фонтана за вознаграждение 200 скуди золотом. Якопо украсил мраморными скульптурами три стены фонтана. В центре он поставил скульптуру Девы Марии с младенцем Христом на руках, а вокруг неё мраморные же скульптуры двух ангелов, семи Добродетелей и Реи Сильвии с младенцами Ромулом и Ремом на руках. Также выполнены мраморные рельефные композиции — «Изгнание из Рая» и «Сотворение Адама». Внизу же под фигурами и рельефами он поставил скульптуры львов и волков, служивших эмблемой города Сиены.
Мраморное украшение фонтана было готово в 1419 году и вызвало такой восторг сиенцев, что скульптора Якопо делла Кверча после этого стали звать Якопо делла Фонте. В XIX веке было принято решение перенести подлинные скульптуры с фонтана, пострадавшие от времени, в музей палаццо Пубблико, а вместо них на площади поставить копии. Копии выполнены в середине XIX века сиенским скульптором Тито Сарокки.
Дуомо в Сиене.
Строительство Дуомо в Сиене было начато в середине 13 века на месте более раннего святилища богини Минервы, и до сих пор собор остаётся одним из наиболее значимых образцов итальянской готики. К 14 веку здание, представляющее собой в плане крест, было увенчано большим куполом, над которым возвышается колокольная башня. Вся постройка целиком была облицована белым и чёрным мрамором, а фасад отделан розовым, что придаёт ему нежность и женственность. Что вполне уместно, так как церковь посвящена Деве Марии.
Веком позднее по завершении основного этапа строительства собора, в 1339 году, на народном голосовании жители Сиены вознамерились переплюнуть своим Дуомо не только флорентийский, но даже и ватиканский собор Св. Петра. Был разработан масштабный план по расширению собора, и даже начаты строительные работы. Может показаться, что сам господь взялся покарать сиенцев за тщеславие: в 1348 году в городе разразилась чума, унесшая жизни большей части населения. Новый собор так и не был достроен, хотя та часть стены, которую успели возвести, сохранилась до сих пор.
При Дуомо в Сиене открыт музей Опера-дель-Дуомо, где можно полюбоваться некоторыми из старинных деталей внутренней обстановки: изумительными витражами, а также знаменитой картиной «Маэста» работы Дуччо ди Буонисеньо. «Маэста» была создана им в 1311 году, и центральная роль в картине отведена Богородице с младенцем Иисусом. Её изображение окружают сцены из Священного писания, которые можно видеть и на обратной стороне алтарного образа. Искусствоведы и ценители живописи отмечают удивительную лиричность и простоту, с которой выписаны образы: это было необычно для тогдашней живописной школы и во многом повлияло на дальнейшую изобразительную традицию Сиены. День, когда картина была закончена, объявили городским праздником. В позднейшие века с картиной обращались довольно грубо, её распиливали на куски, часть из которых была впоследствии утеряна. Сегодняшний вид «Маэсты» — результат реставрации середины 20 века.
Но множество сокровищ разных эпох до сих пор можно видеть в самом соборе. Это, к примеру, превосходный мраморный пол, «самый прекрасный… большой и наиболее изумительный… какой только создавался когда-либо», по словам Дж. Вазари. Пол датируется 14—18 веками, и его 56 панелей с изображениями создавались только сиенскими мастерами в техниках интарсии по мрамору и граффито. Исключение составила панель Холма Мудрости, которую создал в 1505 году Бернардино ди Бетто из Умбрии (Пинтуриччо). Также значимы кафедра с богатой отделкой работы Пизано и скульптурное изображение Иоанна Крестителя работы великого Донателло.
Кроме того, внутри сиенского Дуомо находится помещение библиотеки Пикколомини, во многих отношениях исключительный памятник мировой культуры. Отделкой помещения с 1502 по 1508 год занимался тот самый Пинтуриччо по личному заказу кардинала Франческо Пикколомини, племянника папы Пия II. Библиотека была предназначена для того, чтобы вместить папское собрание книг и кардинальских кодексов, а Пинтуриччо своей кистью превратил её в непревзойдённую живописную галерею. Особая часть сиенского Дуомо — это баптистерий Сан-Джованни. Он находится на противоположной от главного фасада стороне, и к нему можно подняться по впечатляющей лестнице с Пьяцца Джакопо. Баптистерий строился в 14 веке и представлял собой что-то вроде крипты. Потрясающие фрески, которые украшают баптистерий изнутри, — наиболее обширный цикл изображений на религиозные сюжеты в стиле Сиенского Возрождения. Недавно посетителей Дуомо в Сиене стали пускать на верхний ярус здания. И это уникальный опыт, так как до того «небесную» часть собора могли осмотреть лишь избранные гости. Здесь находится ряд залов, которые вообще никогда не были открыты для публики, и куда столетиями не заходил никто, кроме рабочих. Помимо интереса, который залы представляют сами по себе, с галереи можно полюбоваться исключительным видом на интерьер собора и потрясающий пол.
Могу сказать, что один день для Сиены — непростительно мало. Этот город заслуживает как минимум 3-4 дня, которых у нас, к сожалению, не было.