16/15 Дней/Ночей | 2 Участники | 100000 Бюджет поездки |
После возвращения из Мегри в Горис, мы двинулись ближе к столице Армении — Еревану. По пути посетили еще парочку самых интересных мест.
По дороге в Нораванк.
Монастырь Нораванк был построен в 13 веке в конце узкого длинного ущелья (по нему проходит потрясающе живописная дорога к монастырю) на скальном уступе над рекой Арпа в окружении красных от избытка железа скал и состоит из церкви Святой Богородицы — Сурб Аствацацин («Буртелашен»), руин церкви Святого Карапета, притвора, церквей Степаноса Первомученика и Святого Григора с могилой князя Орбеляна, который финансировал постройку церкви Сурб Аствацацин, и двух часовен. Рядом с церковью Святого Карапета расположены хачкары — один из символов Армении и зримое подтверждение мастерства ее древних скульпторов. «Хач» — крест, «кар» — камень. Мастера брали большую плиту и превращали ее в «кружевной» шедевр резьбы по камню, многие из армянских хачкаров считаются памятниками этого вида религиозного искусства всемирного значения.
Армяне всегда с особым почтением относились к хачкарам — считается, что первые из них изготовил сам Григор Лусаворич, чтобы водрузить их на месте казненных дев-христианок. У хачкаров есть своя строгая композиция и иконография, где центральный крест сочетается с Древом жизни, растительными орнаментами и геометрическими фигурами. Большинство из них посвящены Богоматери и святым апостолам.
Согласно древним устным преданиям хачкары, посвященные Святой Богоматери, являлись хранителями очагов и покровителями матерей, в то время как хачкары с изображениями Святого Григория придавали силу и смелость воинам, хачкары с изображениями Спасителя избавляли от боли и различных болезней.
Смысловым центром монастыря Нораванк является церковь Сурб Аствацацин, считающаяся шедевром армянской религиозной архитектуры работы средневекового мастера Момика (на территории монастыря располагается его музей). Помимо хачкаров, монастырь Нораванк известен своим горельефом над верхним окном главной церкви Сурб Аствацацин: это уникальные образы Бога-отца, Христа, Адама и библейских сцен. Автор представил Бога-отца во вполне земном обличье. По обе стороны от него изображены Святая Дева и Евангелист Иоанн, а над троном — пророк Даниил. Правой рукой Бог-отец благословляет распятого Христа, а левой рукой гладит голову Адама, получающего дыхание жизни от Святого Духа в образе голубя. Предположительно, автором горельефа является Момик (и, опять же предположительно, он не смог завершить работу из-за ухудшившегося зрения).
Монастырь Нораванк, как и монастырь Хор Вирап, являются местами паломничества для верующих-приверженцев Армянской апостольской церкви, и это придает им обоим особенную атмосферу — чувствуется, что это места «живые» с очень сильной энергетикой, а не просто музеи.
Монастырь Хор Вирап (его название на русский переводится как «Глубокая яма»), расположенный на холме близ села Покр Веди, и являющийся самой главной достопримечательностью области Арарат и одной из основных достопримечательностей всей Армении.
Согласно преданию, на холме находилась темница Арташата, тогдашней столицы Армении и в ней, по приказу царя-язычника Трдата III, в течение 13 лет был заточен Григор Лусаворич — некогда сподвижник царя, уличенный в том, что он исповедует христианство — после своего освобождения ставший первым католикосом и «крестителем Армении». Предание о заточении Григора тесно переплетается с легендой о девах-христианках Рипсиме и Гаяне. После того, как по приказу царя Трдата девы были казнены, сам царь тяжело заболел. Подданные недуг своего правителя называли «свинной болезнью» — во время охоты на него нашло бешенство, он превратился в вепря, а голова стала свиноподобной. Сестра Трдата несколько раз видела сон о том, что царя может исцелить только томящийся в темнице христианин Григор. Она добилась его освобождения и тот первым делом захоронил останки дев-великомучениц, а затем исцелил царя.
После этого Трдат и его приближенные приняли христианство, а Григор вскоре стал первым католикосом Армении (Григорий Просветитель). В 642 году на месте темницы воздвигли часовню. Под ней до нашего времени сохранился застенок, в котором томился Григор. Кроме часовни и темницы, в состав монастыря Хор-Вирап входят также церковь Сурб Аствацацин, кусок крепостной стены, некогда окружавшей монастырь, трапезная и монашеские кельи. Монастырь Хор Вирап расположен недалеко от городка Арташат, чье значение в древности и богатая история никак не соответствует современному размеру и сонному облику. В древности через Арташат проходили важные торговые пути Древнего Востока, в том числе и Великий Шелковый путь из Китая в Европу — в Арташате располагалась одна из трех главных таможен. По легенде, римляне называли Арташат «армянским Карфагеном» — возможно, потому что место для будущей столицы было подсказано царю карфагенским полководцем Ганнибалом, гостившим у него. Плутарх описывает случай, имевший место в Арташатском театре, где царь Армении Артавазд праздновал свадьбу сестры с парфянским царевичем: незадолго до этого римские войска под предводительством Красса потерпели от парфян сокрушительное поражение и в самый разгар представления в театр вбежал гонец и бросил к ногам парфянского царя голову предводителя ненавистных римлян. Не растерявшийся актер поднял голову и произнес: «Мы приносим с гор домой рога оленя, только что убитого на нашей счастливой охоте». Но римляне отличались настойчивостью и позднее им все-таки удалось захватить Арташат и пленить царя, который попал в плен к триумвирату Марка Антония — последний отдал плененного армянского царя своей возлюбленной Клеопатре. Во время триумфального шествия Артавазд должен был передать ей власть и титул «царя царей» — но, отказавшись это делать, был казнен, «армянский Карфаген» сожжен римскими легионерами.